Председатель Совета Домодедовского райпо
Фёдор Николаевич
Пимениди
Любовь Митрофановна Шарина, председатель Правления Домодедовского райпо и директор магазина «Всё для дома» Раиса Ивановна Кадыкова
Коллектив аптеки Домодедовского райпо
Универмаг «Кооператор» Домодедовского райпо
Начальник торгового отдела Т.Автандилов
Начальник планового отдела
Н.Терешина
Магазин «Продукты» в деревне Жеребятьево
Сотрудницы продуктового магазина
    У читателей газеты «Подмосковная кооперация» может сложиться впечатление, что главная тема наших статей - магазины и торговые центры. Друзья, это не совсем так. Мы, в первую очередь, стремимся рассказать читателям о людях - о кооператорах, пайщиках, жителях городов, поселков и деревень Московской области, - и, конечно же, о вопросах, их волнующих. А магазины, торговые центры, рынки, склады - это то поле, на фоне которого живут и действуют главные герои наших публикаций.

    Городской округ Домодедово - это более 160 тысяч жителей. Растут многоэтажные дома, появляются новые микрорайоны, а вместе с ними - новые магазины. Конкуренция между торговыми предприятиями - очень серьезная. Но благодаря усилиям председателя Совета Домодедовского райпо Фёдора Николаевича Пимениди и его сплоченного коллектива, предприятия потребкооперации востребованы и популярны среди жителей.

    ЛЮДИ И МАГАЗИНЫ
    - До 1998 года мы были единственной торговой системой в районе, - говорит Любовь Митрофановна Шарина, председатель Правления Домодедовского райпо. - Не было в те времена ни продторга, ни промторга, ни общественного питания, кроме нас работали лишь несколько магазинчиков железнодорожного торга. Практически вся торговля велась через магазины потребкооперации, мы занимали 89,9% товарооборота района. Потом всё изменилось, пришли федеральные торговые сети, и сейчас у нас осталось около 7% товарооборота. Представляете динамику - было 90%, стало 7%! Конечно, нам трудно конкурировать с сетями, но в определенных случаях мы с ними сотрудничаем, например, с «Пятерочкой» - в рамках совместного проекта «Райпо. Пятерочка».
    234 сотрудника Домодедовского райпо трудятся на 50 предприятиях. Все наши магазины работают с прибылью, а площади тех магазинов, которые были убыточными, сдаются в аренду. Арендаторы платят за коммунальные услуги, берут на себя все расходы по текущему ремонту и благоустройству прилегающих территорий.
    - На сегодняшний день Домодедовское райпо не занимается производством, - говорит начальник планового отдела райпо Нина Петровна Терешина. - Основной вид нашей деятельности - торговля. Причем, по сравнению с другими округами и районами Подмосковья, мы имеем наибольший удельный вес в товарообороте непродовольственных товаров.
    Часть своих торговых площадей Домодедовское райпо на выгодных условиях предоставляет «Пятерочке», «Магниту» и другим сетям. Ничего не поделаешь - кооператорам нужны дополнительные средства, чтобы строить и реконструировать объекты, закупать современное оборудование, платить зарплату сотрудникам.
    Крупные торговые сети, как ни странно, не торгуют продуктами местного производства, у них свои поставщики. А ведь в Домодедовском округе производят очень качественную продукцию - молоко, пельмени, кондитерку, хлеб, варенье, об этом вам скажет любой житель. Какой же выход? На помощь местным производителям приходят кооператоры. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны продукты реализуют магазины Домодедовского райпо. Всё лучшее - людям! И надо сказать, что у магазинов райпо есть постоянные покупатели, которые не хотят переходить к сетевикам. Но при этом все всё понимают…
    - Зарплаты-то у людей падают. И как ты ни заботься о покупателе, он пойдет туда, где дешевле. Но рано или поздно время сетевиков пройдет, - уверена Любовь Шарина.
    - Параллельно работать с крупными сетевыми магазинами - это здоровая конкуренция, - считаетначальник торгового отдела Тенгиз Константинович Автандилов.
    - И с этой точки зрения всё вроде бы хорошо, потому что конкуренция - дело полезное. Но постепенно сетевых магазинов стало столько, что конкуренцией это уже назвать сложно. И еще проблема в том, что сети не участвуют в социальной жизни нашего округа - не ремонтируют детские сады и школы, не оказывают помощь инвалидам и участникам войны, не принимают участия ни в каких массовых мероприятиях. А райпо - структура социальная. Мы заботимся о покупателях, предоставляем льготы, делаем скидки. У нас, несмотря на их убыточность, работают два автомагазина. Они обслуживают 45 деревень. Понимаете? Сорок пять! И вообще, по дислокации наши объекты расположены ближе к сельскому жителю, то есть там, куда не поедет торговать ни один коммерсант, ни один сетевой магазин. А мы там торгуем, не имея с этого прибыли. Посмотрите, где расположены сетевые магазины. Это густонаселенные районы, центральные улицы и площади. Ну кто сможет конкурировать с ними? Они всех выжили. А у нас, кооператоров, социальная политика - это не просто слова, а важная составляющая работы. Мы поддерживаем пенсионеров, оказываем помощь людям в сложной жизненной ситуации. Помогаем церквям. В Коломне есть монастырь, воспитывающий детей-сирот, и мы каждый месяц перечисляем туда деньги. Мы оплачиваем нашим работникам отдых детей в летних лагерях. Являемся одним из крупнейших налогоплательщиков в городском округе Домодедово. Мы платим столько же налогов в местный бюджет, сколько строительный трест, который строит жилье, и почти столько же, сколько в свое время платил крупнейший авиаперевозчик «Трансаэро». А сетевые магазины учреждены не здесь и налоги в местный бюджет не платят.

    ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
    Мы садимся в машину и отправляемся в путь по городскому округу Домодедово. Любовь Шарина с гордостью показывает мне объекты райпо. Первый из них на нашем маршруте - промтоварный магазин «Всё для дома»
    - Два года назад мы этот магазин полностью переоборудовали, сделали красивым и удобным, и народ его полюбил, - рассказывает Любовь Шарина. - Про «Всё для дома» местные жители говорят, что это магазин, в котором есть всё. Такая вот у него приятная для нас репутация. Вы не поверите, но во «Всё для дома» за покупками приезжают люди из других районов и даже из Москвы. И мы стараемся идти навстречу покупателям. Вот, допустим, человек купил ковер, а дома ему или кому-то из родственников что-то не понравилось - рисунок ковра или расцветка. И покупатель может этот ковер вернуть или обменять - даже если прошло больше 14 дней после покупки. Мы имеем право не принять товар обратно, но мы никогда на это не идем. А бывает и так: один человек купил здесь электрочайник и подарил другу. А у друга электрочайник уже есть. Зачем ему два электрочайника? И друг приходит во «Всё для дома» и обменивает подаренный ему электрочайник на чтонибудь равноценное. Мы это разрешаем, так как дорожим репутацией лучшего домодедовского магазина. Наш покупатель знает, что здесь ему всегда помогут решить его проблемы.
    Едем дальше.
    - А вот аптека, которую очень любят и местные, и гости города. В этой аптеке для наших пайщиков действует скидка 10%, а все пенсионеры - даже московские - обслуживаются по социальным картам со скидкой 5%. В аптеке работают очень хорошие специалисты, готовые дать любую консультацию. И еще ни разу не случалось так, чтобы в продаже не было какого-то лекарства. Даже дорогие и редкие препараты утром люди заказывают, а вечером уже покупают.
    После аптеки выезжаем за город.
    - В деревне Жеребятьево мы сломали старый и построили новый магазин, состоящий их двух залов. Местные жители этого очень ждали. Первый зал мы уже открыли, там можно купить продукты, а второй зал готовится к открытию - там будет гриль и пивной бар с живым пивом. И хотя алкогольный зал еще не открыт, магазин уже дает прибыль.
    Возвращаемся в город.
    - Есть у нас рядовой продовольственный магазин, расположенный в обычном жилом доме. Работает он хорошо, дает 3-3,5 миллиона рублей, ничем от других наших магазинов не отличается. Но его история интересна тем, что раньше этот магазин мы арендовали у администрации района. Было тяжело, магазин работал, как говорится, по нулям. Потом мы его выкупили, на вывеске засверкал значок «МСПК», и люди в этот магазин пошли, и он стал приносить прибыль.

    КООПЕРАТИВНЫЙ ДУХ
    После нашей поездки Любовь Митрофановна в своем кабинете угощает меня чашкой кофе.
    - Хватит про магазины, давайте поговорим о людях, - предлагает она, - не в магазинах же счастье.
    - Конечно, - соглашаюсь я, - ведь люди - вот что в кооперации главное. Впрочем, как и везде.
    - В составе нашего райпо 280 пайщиков, из них уполномоченных пайщиков - 56 человек, - рассказывает Любовь Шарина. - Большая часть - пенсионеры, ветераны. Некоторые входят в состав Совета нашего райпо. Всё, что предусматривает «Положение о Почетном кооператоре», мы выполняем в полном объеме и собираемся выполнять и впредь, несмотря на любые трудности. 25 наших неработающих пайщиков получают ежемесячную помощь в размере от трех до пяти тысяч рублей. Мы даем пайщикам беспроцентные кредиты на обучение, в случае необходимости оказываем материальную помощь в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Организуем туристические поездки наших пайщиков по России. Кооперативный дух в Домодедовском райпо жив! Смотрите: наши пайщики в курсе деятельности райпо, а мы в курсе их жизни, забот и проблем. Мы друг друга поддерживаем и друг другу помогаем. И всегда прислушиваемся к советам наших пайщиков. Например, пайщица говорит: «Один из кооперативных магазинов перестал торговать барыбинским молоком». И мы принимаем меры, возвращаем полюбившийся товар на прилавки. Или пайщики нам говорят: «Магазин такой-то не приносит прибыли, почему бы не сдать его в аренду? Ведь райпо должно приносить прибыль, иметь финансовые ресурсы для развития». Мы к таким инициативам наших пайщиков прислушиваемся и решаем такие вопросы на собрании. Пайщики иногда замечают больше нас и нам подсказывают.
    О своих пайщиках Любовь Митрофановна готова говорить часами. А это значит, что кооперативный дух в Домодедовском райпо действительно жив, и в центре внимания здесь попрежнему самое ценное, самое дорогое - люди!

  Автор статьи Сергей Васильев, фото автора, газета "Подмосковная  кооперация"
Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
МСПК
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
основан в 1898 году