Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
МСПК
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
Павловопосадские платки - это красота и праздник!
В каждой русской избе были изделия из ткани с
традиционными узорами. Многие из этих узоров можно
найти на павловопосадских платках
С помощью таких деревянных резных форм на платки наносили различные элементы рисунка
Знаменитые платки
Народный артист СССР Вячеслав Тихонов на платке, посвященном людям, родившимся в Павловском Посаде
    В нашей рубрике «Достопримечательности Подмосковья» мы сегодня расскажем о Музее истории русского платка и шали в городе Павловский Посад. Знаменитые павлово-посадские платки пользуются популярностью и среди русских женщин, и среди гостей нашей страны уже более 200 лет. Уникальность этих платков в том, что они актуальны в любые времена и подходят практически к любому стилю одежды. Но дело, конечно, не только в красоте и эстетике. Полушерстяные и шерстяные шали отлично согревают в долгие зимние вечера, а шелковые и батистовые платки, наоборот, создают эффект прохлады и отлично спасают от летнего зноя.

    Корреспондент газеты «Подмосковная кооперация» побывал в Музее истории русского платка и шали, сотрудники которого знают об этом уникальном русском аксессуаре всё.
    Из экспозиции музея можно узнать, что платки появились в гардеробе модниц ещё в XVII веке и стали излюбленным украшением женской одежды.
    Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие платки и шали обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.
    Орнаменты на платках возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и домашние животные, и предметы домашнего обихода, и элементы иконописи.
    В XVIII-XIX веках в России началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них использовались ручные ткацкие станки и красильни.
    Начиная с XIX века, красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами - «манерами» и «цветками». Узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Создание каждого нового платка занимало около трех месяцев.
    Вскоре на замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины.
    С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павлово-посадской платочной мануфактуре в Московской области. Фабрику основал зажиточный крестьянин Иван Дмитриевич Лабзин из села Павлово. В 50-х годах XIX века его правнук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на этой фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. Фабрика успешно работала и при советской власти, а в 2005 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
    Техника окрашивания платков сочетает в себе старые традиции и современные технологии. Сначала художник рисует узор платка. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая нужна для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.
    Интересно, что долгое время фонами для платков служили только три цвета - черный, бордовый и цвет неотбеленного льна. Но в наши дни к ним прибавились ещё и розовый, зеленый и голубой.
    Каждый павловопосадский платок носит свое уникальное название, придуманное самими художниками. Самые известные - «Аленький цветочек», «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка».
    Используются и старые рисунки. Например, шаль «Молитва» воссоздана по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года.
    Глядя на павлово-посадские платки, понимаешь, как ценны, неповторимы и прекрасны традиции нашего народа. И просто замечательно, что павлово-посадские мастера не только их бережно хранят, но и талантливо развивают.

   По материалам газеты "Подмосковная  кооперация"