Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
МСПК
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
    2018 год - юбилейный для Московского регионального союза потребительской кооперации. Как МСПК движется навстречу своему 120-летнему юбилею, каковы планы кооператоров Подмосковья - об этом рассказывает председатель Правления МСПК Марина Викторовна Денежкина.
   - Марина Викторовна, экономическая ситуация сегодня непростая. Как удаётся МСПК сохранять стабильность своей работы и, более того, уверенно развиваться?
    - Кооперация - уникальная организация, созданная не по распоряжению сверху, а самим народом. Это добровольное объединение людей, ставящее во главу угла взаимопомощь и сотрудничество. Поэтому, несмотря на все исторические потрясения, на все изменения политического и экономического курса, на все кризисные явления, потребительской кооперации удаётся сохранить своё особое место в экономике и, что особенно важно, обеспечить выполнение своих социальных функций, исторически присущих потребительской кооперации.
    Предыдущие поколения кооператоров создавали кооперативную систему буквально из ничего, развивали её даже в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, поднимали её из руин в послевоенные годы. Их пример вдохновляет нас и, глядя на их свершения, мы не боимся настоящего и уверенно смотрим в будущее.
    Несмотря на продолжающееся усиление конкуренции на потребительском рынке и снижение покупательского спроса населения, в 2017 году общий объём хозяйственной деятельности по МСПК увеличился на 200 млн рублей и составил 18,4 млрд рублей. По объему розничной торговли МСПК по-прежнему лидирует среди всех региональных кооперативных союзов страны.
    В 2018 году мы не намерены снижать темпы роста. Думаю, в юбилейный для МСПК год каждый кооператор Подмосковья постарается сделать всё, что от него зависит, чтобы добиться высоких результатов.

    - Какие организации потребительской кооперации Подмосковья имеют наивысшие показатели товарооборота?
    - Сразу скажу, что разные организации подмосковной кооперации находятся в различных условиях. Какие-то - на более густонаселенной территории и довольно близко к Москве, какие-то - в основном работают в сельской местности с малой плотностью населения и на границе Московской области. Поэтому товарооборот является важным, но не единственным показателем эффективности работы той или иной организации.
    Но если говорить именно об этом показателе, то потребительский кооператив «Подольск» на основе использования современных технологий в розничной торговле, присущих крупным торговым сетям, обеспечил объём оборота в сумме 2,5 млрд рублей. Это очень серьезное достижение. Вторую строчку в рейтинге уверенно занимает Истринское райпо. Его годовой объём товарооборота составил 1,7 млрд рублей.
    Положительной оценки за развитие розничной торговли заслуживают коллективы Сергиево-Посадского, Ленинского, Дмитровского, Домодедовского, Мытищинского, Талдомского райпо, Видновского горпо, потребительских кооперативов «Райпотребсоюз «Возрождение» и «Раменский райпотребсоюз». Пример талдомских кооператоров показывает, что можно активно работать даже в большой удаленности от Москвы и прилегающих к ней «дачных» районов, то есть там, где плотность населения низкая, а его доходы - невысокие.

   - Марина Викторовна, хотелось бы задать вам вопрос, касающийся аренды. Стоит ли организациям потребкооперации избегать сдачи в аренду своих предприятий?
    - Вопрос непростой и неоднозначный.
    Ситуации бывают разные. Например, бывает так, что организация потребкооперации владеет предприятием, которое не приносит прибыли. Можно попытаться реконструировать это предприятие, вывести его на современный уровень, сделать более привлекательным для покупателей. Но вместо этого можно выбрать и другой, более лёгкий путь - просто сдать это предприятие в аренду (да ещё зачастую и на невыгодных условиях). Совет и Правление МСПК, конечно же, не одобряют таких действий.
    Но бывает и так, что сдать предприятие в аренду - это единственный путь, так как все остальные меры результата не принесли. Если это так, и если предприятие сдается в аренду на выгодных для организации потребкооперации условиях - это вполне разумный подход.
    В каждом потребительском обществе необходимо проанализировать состояние арендных отношений и принять меры по повышению эффективности использования кооперативного имущества. В сегодняшних сложных экономических условиях, при ужесточении конкуренции в розничной торговле, арендный бизнес становится одним из дополнительных финансовых источников для целого ряда кооперативных организаций, прежде всего, работающих в отдалённых районах с низкой покупательной способностью населения и большой издержкоёмкостью розничной торговли.
    Более того, в ряде случаев именно аренда позволяет не допустить банкротства организации, сохранить её имущественный потенциал, который создавался не одним поколением кооператоров.

    - Марина Викторовна, как потребительская кооперация Подмосковья развивает многоотраслевую кооперативную деятельность?
    - В нынешней экономической ситуации и в условиях высокой конкуренции работу необходимо вести по самым разным направлениям - таково непременное условие дальнейшего развития. В этом плане своевременно были приняты меры по организации в системе нашего союза розничной торговли медицинскими товарами. На сегодня действует 40 собственных кооперативных аптек и аптечных киосков. Их оборот в 2017 году составил 1,2 млрд рублей с ростом к 2016 году на 3%. Кроме того, 62 аптеки работают на кооперативных площадях на условиях аренды. Наиболее успешно кооперативный аптечный бизнес развивается в Подольском, Истринском, Химкинском, Домодедовском, Люберецком районах.
    Развивается деятельность заготовительнопроизводственного комплекса. В 2017 году закуплено сырья и плодоовощной продукции на 720 млн рублей, в том числе 660 тонн мяса, 8,5 млн штук яиц, 9,4 тысяч тонн картофеля и плодоовощной продукции. Наибольшие объёмы закупок обеспечивают Балашихинское, Истринское, Пушкинское, Домодедовское райпо.
    Усилилось взаимодействие кооперативных организаций с фермерскими хозяйствами и владельцами личных подсобных хозяйств, в том числе через предоставление им возможностей для сбыта продукции через наши рынки и торговые комплексы.
    Годовой объём производства продукции на кооперативных предприятиях составил 178 млн рублей. Это хлеб и хлебобулочные изделия, мясные изделия и полуфабрикаты, рыбная продукция и мебель. Успешно действуют производственные цеха в Пушкинском, Дмитровском, Воскресенском райпо и Химкинском потребительском кооперативе «Север-М».

    - Кооператоры Подмосковья всегда говорят прямо и честно не только о достижениях, но и о проблемах. По вашему мнению, какое из направлений деятельности подмосковной кооперации сегодня развивается не так активно, как могло бы?
    - В 2017 году рентабельно сработали все отрасли кооперативного хозяйства, кроме общественного питания. Оборот этой отрасли сократился на 4,5 процента. Совсем не занимаются развитием этой отрасли в 15-ти потребительских обществах.
    И это при том, что предприятия общественного питания в условиях современного общества очень востребованы. Это доказывают на своем примере кооператоры Клинского, Люберецкого, Можайского, Воскресенского, Красногорского, Ленинского, Зарайского районов. Эти организации совершенствуют работу популярных среди жителей предприятий общественного питания, которые вносят значительный вклад в оборот данных потребительских обществ.
    Прирост объема платных услуг (бытовых, жилищно-коммунальных, образовательных и других) в 2017 году составил 1,8%. Это хороший показатель, но в большинстве кооперативных организаций объёмы услуг, оказываемых населению, незначительны, а в девяти - они вообще отсутствуют.
    При этом возможность по развитию этой нужной и востребованной населением отрасли есть практически у всех наших организаций. Необходимо лишь проявлять желание, инициативу и настойчивость. Лучшие показатели по развитию сферы услуг имеют потребительский кооператив «Райпотребсоюз «Возрождение», Балашихинское райпо, ПО «Пушкинский торговый комплекс», Химкинский кооператив «Север-М». Их опыт был бы очень полезен для всех организаций потребкооперации Подмосковья.

    - Марина Викторовна, в этом году МСПК отметит свой юбилей - 120 лет. Как организации потребкооперации готовятся к этому юбилею?
    - Лучший способ достойно встретить 120-летие МСПК - это совершенствовать свою работу. То, что потребкооперация Подмосковья уверенно смотрит в завтрашний день, подтверждает объем инвестиций: в 2017 году он составил около 800 млн рублей, в том числе 200 млн использовано на ремонт, техническое перевооружение и модернизацию действующих объектов. Это вложения в будущее.
    Необходимо не только развивать материально-техническую базу потребкооперации, реконструировать и строить новые предприятия, осваивать новые направления деятельности, но и расширять социальную работу - прежде всего, поддержку ветеранов потребкооперации и пайщиков, а также усиливать роль пайщиков в деятельности потребительских обществ.
    Все организации потребкооперации Подмосковья сегодня работают в этих направлениях, и Совет и Правление МСПК уверены, что в год юбилея эта работа будет особенно обширной, эффективной и плодотворной.

    По материалам газеты "Подмосковная  кооперация"
Председатель Правления МСПК
Марина Викторовна Денежкина
Торговое предприятие Истринского райпо - Супермаркет в посёлке Гидроузел, открыто в 2017 году
Торговое предприятие Мытищинского райпо - магазин в деревне Беляниново, открыто в 2017 году
Торговое предприятие Бронницкого ПО, построенное в 2017 году