Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
МСПК
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
Председатель Совета Сергиево-Посадского райпо Татьяна Алексеевна Захарова
В торговом центре «Любимый» большой популярностью пользуются два отдела Сергиево-Посадского райпо: «Товары для женщин» и «Товары для детей»
Магазин «Садовод» известен своим широким ассортиментом и качеством обслуживания
Магазин №5 в селе Констаниново
Магазин №15 в деревне Золотилово с площадью торгового зала 50 кв. м стал магазином самообслуживания
    На начало 2013 года Сергиево-Посадское райпо занимало 24-е место в рейтинге потребительских обществ МСПК, а сегодня уверенно входит в число лидеров. Во многом это произошло благодаря развитию розничной торговли. В настоящее время это направление работы райпо представлено пятью супермаркетами, работающими в рамках совместного проекта «МСПК. Пятёрочка», 17 продовольственными магазинами, расположенными в основном в сельской местности, магазином «Садовод» в г. Хотьково и двумя отделами в торговом центре «Любимый» - «Товары для женщин» и «Товары для детей».
    Как коллективу райпо удалось достичь такого успеха? Об этом нашему корреспонденту рассказывает председатель Совета Сергиево-Посадского районного потребительского общества Татьяна Алексеевна Захарова.

    Начнём с магазинов «Райпо. Пятерочка». Их доля в общем товарообороте Сергиево-Посадского райпо составляет 65%. Все они работают по системе франчайзинга. Два расположены в городе Хотьково, три - в сельской местности. Первый магазин «Райпо. Пятёрочка» открылся в июле 2015 года в селе Константиново, после чего оборот данного торгового предприятия увеличился в 6 раз. Второй магазин начал свою работу в июле 2016 года в городе Хотьково, рост оборота - тоже в 6 раз.
    А вот чтобы открыть третий магазин в рамках совместного проекта, пришлось соперничать с самой «Пятерочкой». Этот магазин с 2008 года был у них в аренде. Когда договор аренды заканчивался, нам было предложено его продлить, но мы внесли встречное предложение: продолжить сотрудничество, но по системе франчайзинга. Нас поддержал председатель Совета МСПК Вячеслав Геннадиевич Губин, и после долгих переговоров, в ноябре 2016 года в Хотьково на улице Менделеева открылся наш третий магазин «Райпо. Пятёрочка», и к товарообороту Сергиево-Посадского райпо добавилось в среднем 13 миллионов рублей в месяц.
    Еще два магазина в рамках совместного проекта открылись у нас летом 2017 года - в деревне Самотовино на границе с Талдомским районом (после чего оборот магазина вырос вдвое) и в деревне Марьино (рост оборота - в 5 раз). Сейчас, через три года после открытия первого магазина по системе франчайзинга, благодаря совместному проекту «МСПК. Пятерочка» мы поднялись с 24 места по результатам розничной торговли в системе МСПК на четвертое.
    В сельской местности площадь наших магазинов - от 50 до 200 квадратных метров, да и населения там немного. Но ведь жителям-то магазины в любом случае нужны. Поэтому Сергиево-Посадское райпо делает всё возможное, чтобы сохранять и развивать торговлю на селе. На данный момент в Сергиево-Посадском райпо 17 таких магазинов со среднемесячным товарооборотом от 300 тысяч до 2,5 млн рублей.
    - Раньше сельских магазинов у нас было больше, но те из них, которые не имели перспектив, мы сдали в аренду или просто закрыли. Но без ущерба для покупателей - то есть, если магазин в населенном пункте один, то мы его не закрываем, даже если он не приносит прибыли, - подчёркивает Татьяна Алексеевна.
    - Это - неотъемлемая часть социальной миссии потребительской кооперации, о которой мы никогда не забываем. Есть и особые случаи: например, два магазина мы открываем только на летний сезон, с мая по октябрь, потому что зимой жителей там просто нет, а летом идет бойкая торговля за счет дачников.
    В этих небольших магазинах Сергиево-Посадского райпо за год совершено около 1 миллиона покупок. А это значит, что магазины востребованы у жителей - от самого малого с 8 тысячами покупок за год до самого крупного, где количество покупок составило 150 тысяч. Средний чек в сельских магазинах - 235 рублей. Для сравнения: в магазинах «Райпо. Пятерочка» Сергиево-Посадского райпо, работающих по системе франчайзинга, он доходит до 700 рублей.
    Сегодня функционирование любого торгового предприятия - даже небольшого деревенского магазина - основано на сложных технологических процессах. Кроме современного оборудования и онлайн-касс, это ещё и система автоматизированного контроля над процессом торговли.
    - Все наши магазины автоматизированы и компьютеризированы, - говорит Татьяна Алексеевна. - Данные о работе магазинов в режиме online передаются в коммерческий отдел райпо, в бухгалтерию. Без автоматизации сегодня работать невозможно. Чтобы быть конкурентоспособными, надо обязательно внедрять современные технологии. Они позволяют осуществлять управление товарными запасами, управление заказами. Сегодня у нас все заказы формирует коммерческий отдел, учитывая пожелания наших покупателей. Действует постоянная связь между поставщиками, завмагами и менеджерами коммерческого отдела. Но в то же время есть такие группы товаров, которые заказывает сам магазин - молочную и скоропортящуюся продукцию, хлебобулочные и колбасные изделия. При этом менеджер видит, какой товар заказал магазин, как он реализуется, каковы остатки. Благодаря такому контролю, в наших магазинах всегда широкий и привлекательный ассортимент. Мы стараемся, чтобы даже в маленьком магазине покупатель мог найти что-то необычное, чего нет в других магазинах, в том числе сетевых.
    Хотим мы того или нет, но крупная сетевая торговля меняет психологию покупателя. Большие супермаркеты притягивают покупателей всеми возможными способами - широким ассортиментом товаров, скидками, накопительными баллами, лотереями, другими промоакциями, светлым и просторным интерьером. Но магазины небольшого формата тоже привлекают покупателей - как правило, постоянных. Люди идут сюда за хлебом, молоком, сахаром, маслом, кроме того, на селе это еще и место встреч, обсуждения последних новостей. В небольшом магазине продавцы знают всех своих покупателей. А когда начинается дачный сезон, то москвичи-дачники, приехав после долгой зимы, первым делом заходят в магазин поздороваться, и очень рады, когда встречают знакомых им продавцов.
    - Сегодня мы активно занимаемся небольшими магазинами, - говорит Татьяна Алексеевна. - Чтобы они давали отдачу, они должны быть, прежде всего, конкурентоспособными. Вот магазин в селе Константиново - всего 140 кв. метров с торговым залом 95 кв. метров. Еще недавно он был в плачевном состоянии, и когда мы открыли в Константинове «Райпо. Пятёрочку», то его оборот стал стремительно падать. Но мы решили его не закрывать, сделали красивый ремонт с хорошим освещением, поставили современное оборудование, перевели на самообслуживание, расширили ассортимент, разработали интересную рекламу и привлекательный фасад. И в ноябре прошлого года - как у нас принято говорить, в «не сезон» - его открыли после ремонта. Результат превзошел наши ожидания: рост оборота составил 180%. Администрация сельского поселения Константиново прислала нам благодарность за этот магазин - настолько он всем понравился. И сейчас нас просят построить и открыть еще один такой магазин - в деревне Кузьмино, даже подписи жителей собрали. В настоящее время ведутся переговоры о выделении земли. Наша стратегия такова: мы должны привести в порядок все наши магазины. Пусть они совсем небольшие, но должны быть современными и не уступать крупным магазинам по всем основным параметрам.
    Надо признать, что сегодняшний покупатель, конечно же, ценит внешний вид и интерьер, но, прежде всего, он ищет, где можно сэкономить, где найти нужный ему товар, но по более низкой цене. Цена - вот приоритет сегодняшнего покупателя, скидки и акции - вот путь к его сердцу.
    - Конечно, мы проводим в наших магазинах различные акции, - говорит Татьяна Алексеевна. - В частности, мы заметно снижаем цену на товар, при этом не только за счет своей прибыли, но и по договорённости с поставщиками. Если покупатель видит, что в этом магазине учитывают его интересы, уважают его, помогают ему сэкономить деньги, то он обязательно придет сюда еще не раз. Все наши пайщики и постоянные покупатели пользуются дисконтными картами, скидка по которым доходит до 5%. И естественно, у нас есть скидки по социальным картам для пенсионеров и малообеспеченных.
    Кстати, об обеспеченности. Зарплаты работников магазинов Сергиево-Посадского райпо не ниже, чем в сетевых магазинах.
    - Мы платим зарплату нашим сотрудникам в зависимости от реального результата: чем больше потрудился, тем больше и заработал. Помимо этого, существует еще и положение о премировании работников, по которому коллектив за достижение высоких показателей может получить солидную прибавку к зарплате. Все наши сотрудники социально защищены. Если наш человек тяжело заболел и ему понадобилась операция, то райпо оказывает материальную помощь. Если у кого-то из сотрудников в семье случается горе, мы тоже не оставляем его одного. Конечно же, мы всегда материально поощряем наших юбиляров, на дни рождения дарим подарки. Своих сотрудников мы ценим и бережем. Вот, к примеру, секции промышленных товаров в торговом центре «Любимый» не приносят большой прибыли, но поскольку они существуют уже давно и там трудятся хорошие специалисты, то мы приняли решение их не закрывать. Это же наши люди, наши пайщики! А если все-таки приходится закрывать убыточный объект, то обязательно предоставляем людям другое место работы. В 2015 году пришлось закрыть секцию «Бытовая техника», так как она уже не отвечала современным требованиям, а ресурсов на модернизацию в райпо еще не было. Но при этом у нас была задумка открыть магазин «Садовод», так как в этом направлении опыта у нас больше. Подучили наших работников из «Бытовой техники» - и вот уже три года они успешно трудятся на новом месте, в «Садоводе», и проявляют себя с самой лучшей стороны.
    Да, рост розничного товарооборота в Сергиево-Посадском райпо налицо. И секрет успеха - не только в сотрудничестве с «Пятерочками» по системе франчайзинга. Рост показателей райпо складывается из грамотной политики руководства, слаженной работы всего коллектива и, конечно же, из понимания сергиево-посадскими кооператорами того, что их работа по-настоящему нужна людям.

Автор статьи Сергей Васильев, фото автора, газета "Подмосковная  кооперация"