Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
МСПК
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
    Официальной датой основания Павлово-Посадского райпо считается 1900 год, но упоминается оно еще в документах, датированных 1892 годом. Началось всё с того, что рабочие местной мануфактурной фабрики, чтобы сэкономить, совместно купили небольшую партию продуктов. «Мелкий опт», как сказали бы сегодня. Экономия действительно получилась немаленькая, поэтому рабочие решили развивать своё начинание дальше: назначили старшего, открыли магазин, взяли в аренду склад. Первый кооперативный магазин располагался на Большой Покровской улице и назывался «Общая польза». Так начинала развиваться кооперативная торговля в городе Павловский Посад. Об этом и многом другом рассказал корреспонденту газеты «Подмосковная кооперация» председатель Совета Павлово-Посадского райпо Александр Александрович Грушников.

    - Александр Александрович, вы пришли работать в райпо в 1972 году. Что вам в первую очередь запомнилось в тот период?
    - Председателем тогда был Василий Прокопьевич Беляев, который очень много сделал для развития райпо. Нашел эффективные способы работы, сумел мотивировать коллектив, и уже к 1980 году райпо построило в районе около 40 торговых предприятий. Они были типовыми - 12 на 12 метров, так называемый «софринский вариант». Благодаря этим новым магазинам была значительно укреплена материальная база райпо, мы получили серьезный импульс развития, переехали в новое помещение. Это была «ударная восьмилетка» для Павлово-Посадского райпо.
    - А что потом? В 80-е, когда началась перестройка, и в 90-е, когда экономика стала переходить на рыночные рельсы?
    - В годы перестройки наше райпо начало организовывать производство - заработали швейный цех, хлебопекарня, скотобойня. Открыли цех по переработке мяса. Но настали 90-е, начались жёсткие экономические реформы, народ обеднел, и стал покупать пусть низкокачественные, зато дешевые продукты. Приведу пример: мы делали хорошую колбасу из качественного мяса и поэтому себестоимость у нее была выше, чем у обычной колбасы, которую делают непонятно из чего. Люди натуральную колбасу не покупали, они искали что подешевле, и наша колбаса оказалась неконкурентоспособной. Производили мы и свинокопчености, но у них была та же проблема - высокая цена, которая была следствием высокого качества.
    Вместе с тем, постепенно оживился частный бизнес, к нам стали приходить предприниматели, которые хотели продавать широкий спектр товаров - от кондитерских изделий до одежды, и все они просили у нас площади для торговли. Мы поняли, что это перспективное направление развития, обустроили заброшенный городской рынок и стали предоставлять торговые площади в аренду. Но очередь арендаторов не уменьшалась, все хотели торговать. Соответственно, мы стали увеличивать свои площади, делать пристройки к объектам. Создали продовольственный и промтоварный рынки, где представляли места для аренды предпринимателям. Затем получили участок на Привокзальной площади. До нас там была «толкучка» - стихийный рынок, и город не знал, что с этой «толкучкой» делать. Мы поставили там три павильона, сделали торговлю организованной, привели всё в порядок.
    В 90-е годы потребительская кооперация получила финансовую независимость, и мы начали привлекать займы от пайщиков и банков. Наш первый кредит составил миллион рублей. На тот момент - бешеные деньги. Мы работали круглые сутки, как говорится, не спали и не ели, всё время думали - отдадим или не отдадим? Отдали. Заработали и отдали. Второй кредит был побольше - пять миллионов. Опять волновались, получится или не получится? Получилось. Рассчитались. Разработали программу, по которой начали восстанавливать наши сельские магазины. Производили ремонт, обновляли интерьеры и фасады с помощью современных материалов, делали яркую, качественную рекламу. Наши магазины стали выглядеть по-новому и привлекли новых покупателей.
   - А как обстоят дела сегодня? Время-то сейчас непростое, люди стали экономить на всем, в том числе и на продуктах.
    - Сегодня половина населения Павлово-Посада работает в Москве. Магазинов здесь хватает, а вот работы нет. Работающих предприятий на сегодняшний день очень мало, развитие слабое, нет инвестиционных проектов. За последние десять лет в Павловском Посаде открыли лишь небольшое предприятие по розливу лакокрасочной продукции (там работают человек двадцать) и алюминиевую компанию - там рабочих мест тоже очень мало. Основная часть жителей Павлово-Посада занимается торговлей. Раньше нашими покупателями были москвичи, приезжающие сюда на дачи с апреля по сентябрь, мы рассчитывали на них, они рассчитывали на нас. А сегодня этих дачников перехватили придорожные сетевые супермаркеты - люди приезжают на свои дачи, закупив продукты по пути.
    Поэтому на сегодняшний день самая главная задача - поиск инвесторов. В девяностые и в нулевые годы мы укрепили финансовое положение райпо с помощью аренды, но сегодня наши арендаторы разоряются. Денег у населения становится все меньше и меньше, а сетевых магазинов все больше и больше. И наш арендатор, с которым мы долгие годы строили отношения, просто уходит. Посудите сами: если 20 лет назад к нам стояла очередь из предпринимателей, при этом арендная плата отнюдь не была низкой, то сегодня у нас 30% свободных площадей, и нет желающих их занять. Мы сотрудничаем с «Пятерочкой» по двум проектам - больше не получается. Сетевики внимательно изучают местные условия, анализируют доходность и средний чек, смотрят на проходимость. И не видят привлекательных для себя перспектив. Мы приглашали к сотрудничеству «Макдоналдс» и «KFC», но они говорят то же самое: невыгодно.
    Но, конечно, мы не опускаем руки и стараемся использовать самые разные направления развития. Например, привлекаем фермеров к совместной работе. Сейчас в Подмосковье начинает развиваться сеть фермерских магазинов, мы с ними тоже сотрудничаем, готовы предоставлять им помещения. Но всё не так просто. С фермерами сложно, с сетевиками сложно, с покупателями тоже сложно. Всё сложно. Главная проблема в том, что округ не развивается, количество рабочих мест не увеличивается.
    - Каковы перспективы?
    - Тут два варианта. Можно рассчитывать либо на инвесторов, либо на сотрудничество с нашими товарищами, с соседними райпо. Я выступаю за сотрудничество. Но все говорят: подожди, не торопись, сейчас экономический спад, он скоро закончится, и всё будет хорошо...
    Я не уверен, что спад скоро закончится. Мне кажется, что государству больше интересен крупный бизнес, большие сетевые структуры. Но надежда умирает последней, и я надеюсь, что произойдет что-то такое, после чего экономика оживится. Но говорить о том, что это чудо произойдет завтра или в 2018 году, не стоит. Сегодня идет ежедневная борьба за выживание, за сокращение издержек. Так что будущее пока видится туманным.
    Но завершить наш разговор хочется на светлой ноте. Мы всегда помним о том, что главное богатство потребкооперации - это пайщики. Наши пайщики, конечно же, принимают активное участие в работе райпо. В восьмидесятые годы у нас было семь тысяч пайщиков, сейчас их, конечно, значительно меньше, и они в основном - пожилые люди. Но каждый из них - неравнодушный человек, каждый высказывает свои предложения по развитию райпо, а мы стараемся их поддерживать и помогать во всём. То, что пайщики верят в нас, - даёт нам надежду на будущее.


Автор статьи Сергей Васильев, фото автора, газета "Подмосковная  кооперация"
Наталья Николаевна Ершова, председатель Правления Павлово-Посадского райпо:

    - Время сейчас очень непростое, работать трудно. Вот с первого июля, например, согласно закону во всех торговых точках должны работать онлайн-кассы. Для этого во всех магазинах, даже в маленьких деревушках, должен быть интернет, компьютер, программное обеспечение. А ведь не везде это возможно. Все новшества требуют финансовых затрат, а их в последнее время немало - кассы, реклама, безопасность и тому подобное. Но мы уверены, что потребительская кооперация переживет и этот непростой этап.
Александр Александрович Грушников, председатель Совета Павлово-Посадского райпо
Торговые предприятия Павлово-Посадского райпо