Авторские права ©  Московский региональный союз потребительской кооперации
основан в 1898 году
МСПК
основан в 1898 году
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ  ПО  ПРАВУ  СЧИТАЕТ  СЕБЯ  ПОМОЩНИКОМ  ГОСУДАРСТВА
Официальный сайт Московского регионального союза потребительской кооперации
В автомагазине есть всё необходимое для жителей
Автомагазин Талдомского потребительского общества
Татьяна и Юрий Ивановы - продавец и водитель автомагазина
   В разгаре дачный сезон. И, как обычно бывает летом, количество жителей подмосковных деревень заметно выросло. Соответственно, увеличился оборот розничной торговли потребительских обществ Московской области. Рост показывают не только стационарные магазины, но и выездная торговля - «автолавки», обслуживающие население отдаленных подмосковных деревень, в которых нет магазинов. В этом материале мы расскажем об успехах и проблемах выездной торговли на примере Талдомского муниципального района.

    - Когда я пришел работать в Талдомское потребительское общество в 1992 году, у нас было четыре автолавки, которые обслуживали весь Талдомский район, - говорит председатель Совета Талдомского потребительского общества Вячеслав Алексеевич Луневский. - Это всё благодаря тому, что в то время были четко отрегулированы взаимоотношения между местной администрацией и потребительской кооперацией. Ведь автолавка - очень проблемное дело, и без помощи государства заниматься выездной торговлей крайне трудно, а в долговременной перспективе - практически невозможно.
    Талдомские кооператоры делают всё, чтобы сохранить выездную торговлю в максимально возможном объеме, хотя сделать это становится всё труднее.
    - Мы всегда конструктивно сотрудничаем с органами власти, - рассказывает Вячеслав Луневский. - На сегодня Талдомское потребительское общество и администрация связаны контрактом, согласно которому мы должны обслуживать с помощью автолавок определенное число деревень. Когда работа нашего автомагазина стала крайне убыточной, мы обратились за помощью к главе Талдомского муниципального района Владиславу Юрьевичу Юдину. Надо отдать ему должное - он нас поддержал.
    Сегодня мы стараемся работать без убытка. Прибыли, конечно, тоже нет, но обеспечение жителей отдалённых деревень необходимыми продуктами с помощью автолавок - это социальная миссия нашего райпо, от которой отказываться мы не имеем морального права.
    Автолавка, как известно, приносит прибыль только в дачный сезон, четыре месяца в году. Остальные восемь месяцев она убыточна, поскольку не только дачники уезжают, но и многие местные жители-пенсионеры стараются на зиму уехать к детям - в Талдом, в Дубну, в Дмитров, в Москву. Жить зимой в деревне трудно и накладно, поэтому деревни пустеют, во многих остаётся всего 2-3 человека. А магазинов нет. Как доставлять людям продукты? Только автолавкой. А её работа требует больших затрат, которые не окупаются. К тому же, чтобы зимой автолавка могла проехать в отдалённые деревни, надо чистить дороги. А это делается далеко не везде и не всегда.

    Татьяна Иванова, продавец автолавки:
    - Год назад мы с мужем пришли в Талдомское потребительское общество, и нам поручили работать на автолавке. Сначала было трудновато, но сейчас мы уже так втянулись, что другой работы и не представляем. Когда приезжаем в деревню - видим, как люди нас ждут, как они нам рады: «Ой, наши кормильцы приехали!», «Мы вас заждались!», «Какие вы молодцы!». Каждый день слышим множество добрых слов, после которых хочется работать ещё лучше.
    Жители покупают не только товары первой необходимости - хлеб, молоко, крупу, но и пирожные, конфеты, различные мясопродукты, фрукты. Если нам заказывают что-то из хозяйственных товаров, мы обязательно привозим - мыло, шампунь, стиральный порошок.
    Я знаю всех своих покупателей в разных деревнях. И все они знают нас с мужем. Вот сейчас из Айбутово мы поедем в Костолыгино. Зимой мы туда не ездили, потому что зимой там никто не жил. А сейчас возобновили обслуживание, и жители очень рады видеть нас, а мы - их.

   Юрий Иванов, водитель автолавки:
    - Сегодня среда, и мы едем по самому длинному маршруту: Пенкино - Терехово - Вороново - Есаулово - Айбутово - Костолыгино - Лозынино - Измайлово - Большое Семёновское - Остров - Разорёно-Семёновское - Павловское, и на обратном пути Припущаево. Тринадцать деревень надо объехать за один день!
    В 7.30 утра мы затоварили машину на складе и отправились в путь. Дорога, конечно, не идеальная, но ездить можно. Есть, правда, деревни, которые находятся в пяти километрах от асфальтированных дорог, там обычно живут по 2-3 человека. После дождей туда проехать практически невозможно, но мы стараемся; лёгких путей не ищем, как говорится. А как туда не приехать? У людей безвыходное положение, им нужен хлеб, соль, сахар, масло - кушать-то всем хочется. Кроме нас, никто им не поможет. Вот и стараемся мы добираться к нашим покупателям в любую погоду.
    В понедельник и четверг у нас один маршрут, во вторник и пятницу - другой, в среду и субботу - третий. Возвращаемся мы в Талдом обычно в восемь вечера. Потом ещё надо разгрузиться, всю скоропортящуюся продукцию убрать в холодильник, приготовить товар на завтра, чтобы утром не терять времени. Вот и получается, что встаем рано, ложимся поздно. Свободного времени очень мало. Но такая уж у нас работа. Главное, что жители это ценят, всегда говорят нам «спасибо», переживают за нас. От этого становится тепло на душе и появляются силы для преодоления всех трудностей.

    Жительница деревни Айбутово Любовь Владимировна:
    - Таня и Юра приезжают к нам два раза в неделю - в среду и субботу. Привозят всё, что нам необходимо. А если нам нужно что-то особенное, то мы им заказываем, и они это привозят в следующий раз. Вы что думаете, у нас в деревне люди питаются хуже, чем в Москве? И вы знаете, многие продукты в автолавке стоят дешевле, чем в городе. Деревня у нас небольшая, двадцать дворов, шестеро жителей - трое постоянно проживающих и трое дачников. Двое - инвалиды, поэтому Таня с Юрой делают наборы по их заказу и доставляют им прямо к дому.
    Наряду со старыми проблемами возникают и новые. Так, прошлым летом по Талдомскому району начали разъезжать десятки автомобилей, называющие себя «автолавками», а, по сути, осуществляющие пиратскую торговлю. Это ушлые предприниматели, которые ездят по деревням и предлагают жителям хлеб и другие основные продукты. Естественно, такая «дикая» торговля негативно сказывается на работе легальных автолавок Талдомского потребительского общества.
    - У нас есть контракт, согласно которому мы должны быть в определенных деревнях в определенное время, - говорит Вячеслав Луневский. - А эти пираты, зная наши маршруты, приезжают в деревни буквально перед нами и начинают торговлю. Следом приезжает наша автолавка, а жители (скорее, дачники, так как коренные местные жители не поддаются на обман пиратов и предпочитают покупать продукты в нашей автолавке) уже закупились. У пиратов ассортимент, конечно, не такой широкий, как у нас, но основные продукты они привозят. И если у нас в автолавке есть холодильник, витрина, ценники, онлайн-касса, терминал для расчета по карточкам, то у них ничего такого даже близко нет. У них простая «Газель», внутри которой в кучу навален товар неизвестного происхождения, и всё. Никаких касс, никаких чеков. Но торгуют они только летом. Зимой - ни одного пирата. А ведь сколько раз в администрации пытались создать конкурирующие с нами автолавки, объявляли аукционы - ни одного желающего не нашлось. Никто из таких «диких предпринимателей» не хочет честно работать, все хотят сделать быстрые и лёгкие деньги, обманывая людей и государство.
    Председатель Правления Талдомского потребительского общества Елена Александровна Туманина:
    - Наша автолавка - это семейный подряд. Работают Таня и Юра очень ответственно, мы ими довольны, покупатели отзываются о них хорошо, в книге жалоб и предложений пишут только благодарности.
    Жители наших деревень довольны работой автолавки, ведь благодаря наличию современных холодильных камер в автомагазине, мы можем привезти им свежемороженую рыбу, пельмени, охлажденное мясо и птицу, мороженое и так далее - в общем, практически весь ассортимент стационарных магазинов. Конечно, работать в автолавке тяжело, но никто не жалуется.
    Потребкооперация привила нам всем чувство ответственности, поэтому все наши люди понимают значение своей работы для сельских жителей.
    Автолавка всегда на связи - всем покупателям продавец Татьяна предоставила свой номер телефона, и если происходит какая-то задержка на маршруте, то жители ей звонят и получают информацию. А бывает, кто-то из жителей заболел и не может подойти к автолавке, тогда автолавка подъезжает к его дому, и Таня сама относит ему продукты.
    К сожалению, у нас в Талдомском районе много отдаленных деревень, и если их покинут абсолютно все жители, то выездная торговля будет сокращаться. Хотим мы того или нет, но постоянные жители деревень стареют, их становится всё меньше.
    Мы понимаем, что выездная торговля для нашего потребительского общества - это социальная миссия. И даже когда автолавка приносила нам одни убытки, мы не могли бросить своих покупателей. Представьте: почти полностью заброшенная деревня в 50 км от Талдома, всего два жителя-пенсионера, но мы туда едем в любую погоду. Дождь, снег, метель, гроза, ураган - неважно. Мы не можем оставить жителей, они нас ждут. Потребительская кооперация людей не бросает.

Автор статьи Сергей Васильев, фото автора, газета "Подмосковная  кооперация"